Пострадать от аферистов может любой, но особенно легкая жертва – пожилые люди. Они часто пускают в дом посторонних, подписывают сомнительные бумаги и приобретают не нужные дорогостоящие вещи.
1. Общайтесь чаще — лично и по телефону
Рассказывайте о событиях своей жизни и слушайте рассказы о жизни ваших папы, мамы, бабушки, дедушки. Задавайте больше вопросов, даже если раньше такие частые и подробные беседы не были для вас традицией. Налаживайте коммуникации, сохраняйте доверие – это залог того, что родной человек не откроет дверь незнакомцу, чтобы перемолвиться словечком.
2. Все важное – в вашем присутствии
Убедите родственника в том, что современная жизнь полна специфических опасностей, в которых лучше разбирается молодое поколение. Поэтому любую крупную покупку, подписание важных бумаг, общение с любым посторонним человеком должно происходить в вашем присутствии или в присутствии другого надежного родственника.
3. Договоритесь, что он или она не открывает дверь незнакомцам
Исключение составляет врач, который приехал по вызову или плановое посещение социального работника. Снова и снова напоминайте, что работники социальных служб и врачи никогда не ходят по домам без предварительного вызова.
4. Добейтесь, чтобы звонок вам по поводу любых визитов и обращений посторонних людей вошел в привычку
Сантехник рвется проверить батареи, электрику нужно видеть квартирный счетчик — пусть в этом случае ваш родственник попросит его зайти позже, сразу позвонит вам, а затем в УК (или организации, которая занимается техническим обслуживанием дома) для проверки. Они знают все о своих сантехниках и электриках.
5. Объясните, что продавцы чудо-приборов опасны
Недобросовестные коммивояжеры и просто воры легко входят в доверие к пожилым людям, используя принципы «подстройки» — они начинают разговор с фраз «Да, я знаю, как вам трудно живется, как одиноко, у меня такая же мама (бабушка)», — подчеркивает психолог.
Незнакомец, который предлагает что-то купить или принять в дар (кем бы он не представлялся) – опасен. Объясните пожилому родственнику, что нужные вещи таким образом не продают, а подарки от незнакомых людей – сыр в мышеловке. Говорите о том, что лучше не открыть дверь настоящему участковому или соседу, чем открыть продавцу чудо-приборов от всех болезней.
6. Предупредите о «ложных» врачах и «чиновниках по телефону»
Те, кто звонит и представляется доктором из поликлиники, сотрудником управы или еще кем-то официальным, а потом напрашивается в гости, почти наверняка не заслуживает никакого доверия.
7. Повторяйте сказанное снова и снова
«Если нам с вами для закрепления новой привычки понадобится примерно 9 месяцев, то пожилому человеку, у которого, возможно, ослаблены память и интеллектуальные возможности, повторять все это придется полтора-два года», — предупреждает Олег Злобин. Зато вы убережете родного человека и себя от моральных потрясений и потери денег.
8. Составьте список необходимых контактов
Он всегда должен быть под рукой у вашего родственника — повесьте его на стену рядом с городским телефоном. Занесите в него номера поликлиники, управляющей компании, районного отдела соцзащиты, газовой службы, энергосбыта. Составьте этот список вместе. Пусть он не будет слишком длинным.
9. Оставайтесь всегда на связи
На время отпуска или командировки «назначьте» ответственным другого надежного родственника.